Статья "РАЗВИТИЕ СВОЙСТВ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ"
Рубцова
Татьяна Михайовна,
воспитатель детей дошкольного возраста,
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 412 г. Челябинска"
г. Челябинск, Россия
tanya.rubtsova.1974@mail.ru
РАЗВИТИЕ СВОЙСТВ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ
Аннотация. Актуальность заключается в том, что несмотря на
достаточную теоретическую разработку, развивающие программы дошкольников
посредством игровых технологий должны постоянно обновляться, т.к. развитие
детей (возрастные границы, темп, содержание и особенности развития) так же
относительно изменчивы.
Память
– это психический процесс отражения прошлого опыта во всём его многообразии.
Это один из ведущих психических процессов, который имеет особенно важное
значение для интеллектуального развития дошкольников. Роль памяти в развитии
ребёнка огромна. Она лежит в основе воспитания и обучения детей, приобретения
ими знаний, личного опыта, формирования навыков. Память создаёт, сохраняет и
обогащает наши знания, умения, навыки.
Дошкольный
возраст – это период наиболее интенсивного развития всех психических процессов,
обеспечивающих ребёнку возможность ознакомиться с окружающей его действительностью.
В период дошкольного детства происходит формирование и закрепление психических
функций ребёнка, в том числе и памяти. Дошкольник учится воспринимать,
говорить, думать, активно общаться. Он усваивает многие способы действий с
предметами, определённые правила и нормы поведения, учится управлять собой. Всё
это – предполагает работу его памяти. Без неё невозможно расширение связей
ребёнка с окружающей действительностью, усвоение общественного опыта,
невозможно учение и сама деятельность ребёнка. В период дошкольного детства
происходят существенные изменения в памяти детей.
Стремительное
овладение навыками, умениями и знаниями, непрерывное расширение кругозора,
свидетельствует о количественных изменениях в его памяти. Всё это закладывает
основу для дальнейшего развития психических процессов 8 ребенка – дошкольника и
конечно, служит фундаментом для вступления в учебную деятельность.
Следовательно, без хорошо развитой памяти ребёнок младшего школьного возраста
будет испытывать трудности в обучении.
В
дошкольном возрасте игра имеет очень важное значение в жизни и развитии
ребёнка. Согласно теоретическим позициям психологов 14 (Л.С.Выготского,
А.Н.Леонтьева и др.), игра является ведущим видом деятельности дошкольника.
Именно в ней формируются и наиболее эффективно развиваются новообразования
этого возраста: воображение, образное мышление, самосознание и др. Особое
значение игры заключается в том, что в ней происходит становление различных
форм произвольного поведения детей, развиваются произвольная память и внимание,
складывается соподчинение мотивов и целенаправленность действий. Л.С.Выготский
выделял неповторимую специфику детской игры, называл её «школой произвольного
поведения». Игра – это самая доступная форма детской деятельности, средство
познания детьми окружающего мира, это сама жизнь. Игровая деятельность имеет
огромное значение для умственного развития детей.
Дидактическая
игра – это одна из форм воздействия взрослого на ребёнка. В тоже время игра
является основным видом деятельности дошкольников. Таким образом дидактическая
игра имеет две цели: обучающую и развивающую, которую преследует взрослый, и
игровую, ради которой действует ребёнок. Важно чтобы эти две цели дополняли
друг друга. Дидактическая игра позволяет сделать сам процесс обучения и
развития эмоциональным, действенным, позволяющим ребёнку получить собственный
опыт.
По
структуре дидактические игры делятся на сюжетно-ролевые и игры- упражнения,
включающие в себя только отдельные элементы игры. В сюжетно-ролевых играх
дидактическая задача скрыта самим сюжетом, правилом, ролью, действием. В
играх-упражнениях более ярко выражена дидактическая сторона.
Существует
несколько классификаций дидактических игр. По содержанию: математические,
природоведческие, речевые, для развития психических процессов, сенсорные,
музыкальные, для ознакомления с окружающим миром и т.д. А.К.Бондаренко
классифицирует игры по характеру используемого материала: на игры с предметами
и игрушками, словесные и настольно-печатные. Словесные игры направлены: на
формирование умения выделять сущность, признаки предметов и явлений; на
развитие умения сравнивать, сопоставлять; на развитие внимания, памяти,
сообразительности, быстроты мышления; на развитие умения обобщать и
классифицировать. Они построены на словах и действиях играющего. Эти игры
способствуют подготовке детей к школе: развивают у детей умение внимательно
слушать педагога, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и
чётко формулировать свои мысли, применять знания для решения поставленной
задачи. С помощью словесных игр у дошкольников воспитывается желание заниматься
умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, а трудности
умственной работы ребёнок преодолевает легко, даже не замечая, что его обучают.
Игры с предметами и игрушками делятся на игры: с реальными предметами; с природными
объектами; с игрушками. К настольно-печатным играм относят: парные картинки;
лото; разрезные картинки; лабиринты; шашки, шахматы и т.д.
Перед
дошкольниками ставится какая-либо задача и создаётся ситуация, которая требует
от них осмыслить последующие действия. При этом активизируется мыслительная
деятельность детей, они учатся слушать друг друга. Игры- загадки – в их основе
лежит проверка знаний. Разгадывание загадок развивает у детей способность
анализировать, обобщать, формирует умение рассуждать, делать выводы.
Игры-беседы – в основе этих игр, лежит общение. Основным является
заинтересованность, доброжелательность, непосредственность переживаний. Такие
игры требуют активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Воспитывают
умение слушать вопросы и ответы, сосредотачивать внимание, дополнять сказанное,
высказывать суждения. Существуют определённые требования к дидактическим играм:
каждая игра должна давать упражнения для умственного развития детей; в
дидактической игре обязательно должна быть увлекательная задача, решение
которой требует умственного усилия от ребёнка и преодоление некоторых
трудностей; дидактизм в игре должен сочетаться с шуткой, занимательностью.
Для тренировки образной памяти:
«Запомни картинки»
Дидактический материал: 10 картинок для запоминания
Время и форма проведения: 3-4 минуты,
индивидуально
Описание задания: ребёнку
предлагается 10 картинок, на каждой из которых изображено по одному предмету.
Ребёнок должен рассматривать рисунки в течении 2 минут. Затем картинки убираются,
а ребёнок называет те из них, которые запомнил.
«Что изменилось».
Дидактический материал: таблица с изображением предметов для запоминания,
другая таблица с изображением тех же предметов плюс дополнительные.
Время проведения: 2-3 минуты, индивидуально
Описание задания: ребёнку
предлагается внимательно посмотреть на рисунки в первой таблице и запомнить их.
Затем рисунок закрывается и ребёнку предлагается новая таблица уже с большим
количеством предметов, среди которых есть изображения тех, что были в первой
таблице. Ребёнка спрашивают, нет ли на картинке предметов, которые были на
первой и какие предметы появились вновь.
Накопленные
знания по этому вопросу в области науки, позволяют достаточно эффективно
развивать память детей ещё в дошкольном возрасте, выбирая наиболее подходящие и
действенные методы и формы. А так как игра в дошкольном возрасте является
ведущим видом деятельности и наиболее интересной организацией жизни детей, то
использование дидактических игр на занятиях и в режимных моментах, является
отличным методом обучения и развития памяти дошкольников. Именно этот аспект и
выступил в качестве предмета настоящего исследования.
Комментарии
Отправить комментарий