Статья "РАЗВИТИЕ СВОЙСТВ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ"

https://vremyarazvitiya.ru/razvitie-svojstv-pamyati-u-detej-doshkolnogo-vozrasta-posredstvom-didakticheskih-igr-i-uprazhnenij/

Рубцова Татьяна Михайовна,
воспитатель детей дошкольного возраста,
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 412 г. Челябинска"
 г. Челябинск, Россия
tanya.rubtsova.1974@mail.ru

РАЗВИТИЕ СВОЙСТВ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ

Аннотация. Актуальность заключается в том, что несмотря на достаточную теоретическую разработку, развивающие программы дошкольников посредством игровых технологий должны постоянно обновляться, т.к. развитие детей (возрастные границы, темп, содержание и особенности развития) так же относительно изменчивы.

Память – это психический процесс отражения прошлого опыта во всём его многообразии. Это один из ведущих психических процессов, который имеет особенно важное значение для интеллектуального развития дошкольников. Роль памяти в развитии ребёнка огромна. Она лежит в основе воспитания и обучения детей, приобретения ими знаний, личного опыта, формирования навыков. Память создаёт, сохраняет и обогащает наши знания, умения, навыки.

Дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного развития всех психических процессов, обеспечивающих ребёнку возможность ознакомиться с окружающей его действительностью. В период дошкольного детства происходит формирование и закрепление психических функций ребёнка, в том числе и памяти. Дошкольник учится воспринимать, говорить, думать, активно общаться. Он усваивает многие способы действий с предметами, определённые правила и нормы поведения, учится управлять собой. Всё это – предполагает работу его памяти. Без неё невозможно расширение связей ребёнка с окружающей действительностью, усвоение общественного опыта, невозможно учение и сама деятельность ребёнка. В период дошкольного детства происходят существенные изменения в памяти детей.

Стремительное овладение навыками, умениями и знаниями, непрерывное расширение кругозора, свидетельствует о количественных изменениях в его памяти. Всё это закладывает основу для дальнейшего развития психических процессов 8 ребенка – дошкольника и конечно, служит фундаментом для вступления в учебную деятельность. Следовательно, без хорошо развитой памяти ребёнок младшего школьного возраста будет испытывать трудности в обучении.

В дошкольном возрасте игра имеет очень важное значение в жизни и развитии ребёнка. Согласно теоретическим позициям психологов 14 (Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева и др.), игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно в ней формируются и наиболее эффективно развиваются новообразования этого возраста: воображение, образное мышление, самосознание и др. Особое значение игры заключается в том, что в ней происходит становление различных форм произвольного поведения детей, развиваются произвольная память и внимание, складывается соподчинение мотивов и целенаправленность действий. Л.С.Выготский выделял неповторимую специфику детской игры, называл её «школой произвольного поведения». Игра – это самая доступная форма детской деятельности, средство познания детьми окружающего мира, это сама жизнь. Игровая деятельность имеет огромное значение для умственного развития детей.

Дидактическая игра – это одна из форм воздействия взрослого на ребёнка. В тоже время игра является основным видом деятельности дошкольников. Таким образом дидактическая игра имеет две цели: обучающую и развивающую, которую преследует взрослый, и игровую, ради которой действует ребёнок. Важно чтобы эти две цели дополняли друг друга. Дидактическая игра позволяет сделать сам процесс обучения и развития эмоциональным, действенным, позволяющим ребёнку получить собственный опыт.

По структуре дидактические игры делятся на сюжетно-ролевые и игры- упражнения, включающие в себя только отдельные элементы игры. В сюжетно-ролевых играх дидактическая задача скрыта самим сюжетом, правилом, ролью, действием. В играх-упражнениях более ярко выражена дидактическая сторона.

Существует несколько классификаций дидактических игр. По содержанию: математические, природоведческие, речевые, для развития психических процессов, сенсорные, музыкальные, для ознакомления с окружающим миром и т.д. А.К.Бондаренко классифицирует игры по характеру используемого материала: на игры с предметами и игрушками, словесные и настольно-печатные. Словесные игры направлены: на формирование умения выделять сущность, признаки предметов и явлений; на развитие умения сравнивать, сопоставлять; на развитие внимания, памяти, сообразительности, быстроты мышления; на развитие умения обобщать и классифицировать. Они построены на словах и действиях играющего. Эти игры способствуют подготовке детей к школе: развивают у детей умение внимательно слушать педагога, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и чётко формулировать свои мысли, применять знания для решения поставленной задачи. С помощью словесных игр у дошкольников воспитывается желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, а трудности умственной работы ребёнок преодолевает легко, даже не замечая, что его обучают. Игры с предметами и игрушками делятся на игры: с реальными предметами; с природными объектами; с игрушками. К настольно-печатным играм относят: парные картинки; лото; разрезные картинки; лабиринты; шашки, шахматы и т.д.


Перед дошкольниками ставится какая-либо задача и создаётся ситуация, которая требует от них осмыслить последующие действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга. Игры- загадки – в их основе лежит проверка знаний. Разгадывание загадок развивает у детей способность анализировать, обобщать, формирует умение рассуждать, делать выводы. Игры-беседы – в основе этих игр, лежит общение. Основным является заинтересованность, доброжелательность, непосредственность переживаний. Такие игры требуют активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Воспитывают умение слушать вопросы и ответы, сосредотачивать внимание, дополнять сказанное, высказывать суждения. Существуют определённые требования к дидактическим играм: каждая игра должна давать упражнения для умственного развития детей; в дидактической игре обязательно должна быть увлекательная задача, решение которой требует умственного усилия от ребёнка и преодоление некоторых трудностей; дидактизм в игре должен сочетаться с шуткой, занимательностью.

Для тренировки образной памяти:
 «Запомни картинки»

Дидактический материал: 10 картинок для запоминания
Время и форма проведения: 3-4 минуты, индивидуально
Описание задания: ребёнку предлагается 10 картинок, на каждой из которых изображено по одному предмету. Ребёнок должен рассматривать рисунки в течении 2 минут. Затем картинки убираются, а ребёнок называет те из них, которые запомнил.

«Что изменилось».

Дидактический материал: таблица с изображением предметов для запоминания, другая таблица с изображением тех же предметов плюс дополнительные.
Время проведения: 2-3 минуты, индивидуально
Описание задания: ребёнку предлагается внимательно посмотреть на рисунки в первой таблице и запомнить их. Затем рисунок закрывается и ребёнку предлагается новая таблица уже с большим количеством предметов, среди которых есть изображения тех, что были в первой таблице. Ребёнка спрашивают, нет ли на картинке предметов, которые были на первой и какие предметы появились вновь.

Накопленные знания по этому вопросу в области науки, позволяют достаточно эффективно развивать память детей ещё в дошкольном возрасте, выбирая наиболее подходящие и действенные методы и формы. А так как игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности и наиболее интересной организацией жизни детей, то использование дидактических игр на занятиях и в режимных моментах, является отличным методом обучения и развития памяти дошкольников. Именно этот аспект и выступил в качестве предмета настоящего исследования.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Картотека малоподвижных игр во второй младшей группе

Новогодняя сказка про трех поросят